Юридический портал - Ipoteka112

Льготное налогообложение малого бизнеса. Налоговые льготы для субъектов малого бизнеса

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2019 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2019 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2019 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2019 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2019 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Что налоговая нагрузка на малый бизнес должна оставаться на протяжении 4 лет на прежнем уровне. Однако, когда руководители компаний подсчитывают размер всех обязательных отчислений, картина сильно отличается от того, что говорит государство, объясняют эксперты. Налоговая ставка действительно не растет, но чиновники находят другие способы получать больше с предпринимателей. Разбираемся, как росла реальная налоговая нагрузка в последнее время и как она увеличится в 2017 году.

Чиновники регулярно вводят квазиналоги. Формально это не налоги, потому что их нет в Налоговом кодексе. Но на самом деле любой обязательный платёж, например, можно расценивать как налог, пояснил Inc. партнер юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. «Много чего пытаются ввести - безусловно, это неконтролируемый рост, даже непрогнозируемый», - уверен юрист. Помимо квазиналогов повышаются прямые налоги, ликвидируются льготы или используются более креативные методы.

Прямой рост налога

С 2017 года повысились акцизы на дизельное топливо - с 5,3 тысяч до 6,8 тысяч рублей за тонну. Акциз на бензин тоже повышали, но немного раньше. С 1 апреля прошлого года он вырос на 1 рубль за литр - до 10 130 рублей за тонну. В начале января на рост цен уже начали жаловаться. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой остановить рост цен на бензин в регионе. «С 1 января в регионах Сибири вновь выросла стоимость всех видов бензина - в среднем на 20 копеек за литр. В Кузбассе она составляет порядка 34 рублей», - сообщили в пресс-службе обладминистрации. На прошлой неделе повышение цен ощутили и в Москве. Например, «Лукойл» поднял цены на бензин на 20 копеек, а на АЗС под брендом ВР топливо подорожало на 10-30 копеек.

Подорожают и алкоголь с сигаретами. Специфическая часть акциза на сигареты поднялась с 1 тысячи 250 рублей до 1 тысячи 562 рублей за тысячу пачек, а адвалорная (ее платят производители с продукции стоимостью выше 71,7 рубля за пачку) - с 12 до 14,5% от стоимости, хотя производители (JTI, «BAT Россия», Philip Morris International) просили сохранить её на уровне 13%. При этом специфическую часть планируют повышать каждый год в течение трёх лет на 10%. За это время сигареты подорожают примерно на 20%. Выросла ставка акцизов всех видов табака - до 2 520 рублей за килограмм. Кроме того, акцизом теперь облагаются электронные сигареты (ставка 40 рублей за штуку), жидкость для них (10 рублей за 1 мл) и нагреваемый табак (4 800 рублей за кг).

Повышать акцизы на игристые и обычные вина, которые произвели из российского сырья, не стали. Размер остался неизменным - 5 рублей за литр. Но акциз на импортное вино увеличили в два раза - до 18 рублей за литр, а на шампанское - с 26 до 36 рублей. Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху (даже российские) вырастут с 9 до 21 рубля за литр до 2019 года. Акцизы на алкогольные напитки ниже 9% поднялись с 400 до 418 рублей за литр, а выше - с 500 до 523 рублей. Эксперты считают, что изменения слабо скажутся на цене импортных классических вин, но крепкий алкоголь и шампанское должны заметно подорожать.

Акцизный сбор с производителей пива и пивных напитков с долей содержания этилового спирта от 0,5% до 8,6% составлял в 2016 году 20 рублей за 1 литр, в 2017 году - уже 21 рубль. За более крепкое пиво и пивные напитки в 2016 году платили 37 рублей за литр, а в 2017-м - 39 рублей за литр.

Опрошенные Inc. эксперты считают одним из важнейших нововведений - ограничение возможности учитывать в прибыли убытки. Сейчас налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на убытки прошлых лет не более чем на 50%. Раньше компании могли вычитать из прибыли все убытки и годами не платить налог на прибыль. Теперь же, если убытки составляют миллиард рублей, а прибыль - 200 миллионов, можно уменьшить прибыль на убытки, но не более, чем на 100 миллионов. «Из-за ограничений при списании убытков люди по сути должны платить налог с еще несуществующей прибыли», - сетует в разговоре с Inc. руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов.

С 2017 года также увеличилась максимальная ставка торгового сбора для компаний, занимающихся организацией розничных рынков. Теперь она составляет 680,35 рублей за 1 квадратный метр с учётом коэффициента 1,237 вместо 634,70 руб. с коэффициентом 1,154. По словам старшего научного сотрудника отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения Семёна Янкевича, сбор платят все, кто занимается торговлей и использует соответствующие объекты: магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки. Пока его ввели только в Москве. «Ежеквартальные ставки за осуществление торговли через объекты стационарной торговой сети в зависимости от района варьируются от 21 до 81 тысяч рублей», - заключил эксперт.


Налоги повышают и не трогая их официально. «С 2015 года был расширен перечень объектов имущества, по которым налог определяется как кадастровая стоимость. Это влечёт за собой увеличение налогового бремени в десятки раз», - сказал Inc. Янкевич из Института законодательства. Чиновники решили постепенно, вплоть до 2020 года, переходить с инвентаризационной и остаточной на кадастровую стоимость недвижимости. В 2015 году налог рассчитывался как 20% платежа исходя из кадастровой стоимости и 80% - из инвентаризационной, в 2016 году пропорция составила уже 40 на 60%.

Налог с кадастровой стоимости недвижимости в этом году начали платить ещё 9 регионов, теперь его взимают в 71 регионе страны (почти везде). Ставку устанавливают местные власти, в некоторых субъектах она выросла при потолке в 2%. По словамКостальгина из Taxadvisor, государство зачастую завышает кадастровую стоимость. Оспорить её можно только в региональных комиссиях и в суде. Раньше налог можно было пересчитать только в случае технической ошибки, которую допустил орган кадастрового учета, но теперь вид ошибки не имеет значения.

Ревизия льгот


С движимым имуществом тоже изменения. Раньше, если его ввели в эксплуатацию после 2013 года, владелец освобождался от налога - это была федеральная модернизационная льгота. Но с 2018 года она может исчезнуть. Теперь субъекты сами решают, оставлять её или нет. А во времена, когда регионы сталкиваются с бюджетными проблемами, вряд ли они откажутся от дополнительного дохода, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

В качестве налоговой ревизии Зарипов из «Пепеляев групп» приводит в пример также постепенную отмену льгот на инфраструктурное имущество (например, газопроводы и линии электропередачи). «Это решение принято несколько лет назад. Льгота отменяется путём постепенного повышения ставки - до 2%», - пояснил эксперт. По его словам, льготы будут либо отменяться, либо ограничиваться. «Это долгосрочный процесс, но начало уже положено», - заключил Зарипов.

Квазиналоги

К квазиналогам относятся утилизационный и экологический сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам («Платон»), платная парковка, ввозная и вывозная таможенные пошлины. Бизнеса касаются и сборы на капитальный ремонт многоквартирных домов, если офис, хостел или магазин находится в жилом доме или у предприятия на балансе есть квартира.


К лету тарифы «Платона» могут удвоить , несмотря на то, что Минэкономразвития предлагало оставить льготный тариф до конца следующего года. Чтобы избежать двойного налогообложения, владельцам большегрузов разрешили уменьшать транспортный налог на сумму платы в систему «Платон». Сам транспортный налог не изменился.

Коллекторам 2017 год доставил немало хлопот. Рынок коллекторских агентств, по ожиданиям, существенно из-за вступившего в силу закона, регулирующего их деятельность. Также появилась регистрационная госпошлина 100 000 рублей, рассказал Inc. генеральный директор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Плюс теперь коллекторы обязаны страховать ответственность перед должниками, страховая сумма по такому полису должна составлять минимум 10 млн рублей.

С прошлого года застройщики платят дополнительные обязательные взносы. Правительство распорядилось создать специальный фонд для того, чтобы защитить дольщиков, обязательства перед которыми не выполняют застройщики. Пока размер отчислений не может превышать 1% от планируемой стоимости строительства дома.

К квазиналогам относятся и страховые взносы, объясняет заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения Илья Кучеров. По его словам, в отличие от налогов, страховые взносы возмездны. «Однако факт уплаты или неуплаты страховых взносов не влияет на право получения социальных пособий, так как они гарантированы государством», - пишет эксперт. В этом году страховые взносы сохранились: предприниматели за своих сотрудников столько же, сколько и в 2016 году. Однако фиксированные взносы для ИП выросли из-за роста минимального размеры оплаты труда - с июля он составляет 7 тысяч 500 рублей вместо 6 тысяч 204 рублей. Общая сумма отчислений индивидуальных предпринимателей по итогам 2017 года составит 27 990 рублей. В ближайшем будущем, возможно, неплательщиков страховых взносов смогут привлечь к уголовной ответственности, соответствующий законопроект должна рассмотреть во втором чтении Госдума.

Чиновники предлагают бизнесу платить и другие квазиналоги - плата за , курортный сбор в отдельных регионах, отчисления с букмекеров и тотализаторов в фонд спорта, взносы в Фонд социального страхования от возможного банкротства работодателя, плата за пересечение госграницы автомобилями и грузовыми поездами.

Другие изменения

Есть и хорошие новости. Большинство индивидуальных предпринимателей пользуются упрощённой системой налогообложения (УСН). С этого года общая система для малого бизнеса перестала быть невыгодной - если доход ИП составил менее 2 млн. рублей за квартал, он освобождается от уплаты НДС. По словам специалиста по налоговому праву Янкевича, самой выгодной системой всё равно остаётся УСН - все налоги в одном платеже. «Это выгоднее и с экономической точки зрения, и бюрократической нагрузки на малый бизнес. Плюс с освобождением от НДС чуть больше бумажной волокиты», - заключил эксперт.

В 2016 году можно было работать на «упрощёнке», если годовой доход компании не превышает 79 млн 740 тысяч рублей. Лимит увеличили до 150 млн. Кроме того, теперь закон разрешает предпринимателям уменьшать налог по УСН и ЕНВД на сверхлимитные страховые взносы (которые бизнес платит с доходов выше 300 000 рублей).

Читайте нас в

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.

Загрузка...