Юридический портал - Ipoteka112

Религиозная политика властей и православие. Новая версия убийства священника в Переславле: батюшка отказал труднику в деньгах на дорогу домой Где сейчас служит игумен даниил альтшуллер

Основной бизнес - транспортно–экспедиторская компания "Модуль", которая была создана им в 1992 году, когда ему было 45 лет. Штат предприятия насчитывал четыре человека, а первый контракт был на отправку двух контейнеров во Вьетнам. В настоящее время "Модуль" оперирует пятью терминалами и 15 представительствами в различных регионах России, имеет собственный автопарк и железнодорожный подвижной состав. Выручка в 2016 году составила, по данным , 5,2 млрд рублей, что на 36% больше, чем в 2015–м. Всего же за последние 5 лет оборот компании увеличился в 6 раз, а чистая прибыль - в 2,5 раза.

Контейнеры

Александр Альтшуллер и руководит, и владеет "Модулем" (официально его доля в бизнесе - 65%). Еще 10% компании принадлежат его сыну Владимиру Гаю, а оставшиеся 25% - инвестиционной компании "ИТС" Ирины Невской.

Сам он заявил "ДП", что факт попадания в рейтинг самых богатых людей Петербурга вызвал у него удивление. "Деньги заработаны компанией, и вся прибыль идет на ее рост и развитие, - говорит Александр Альтшуллер. - Безусловно, работать сегодня становится сложнее, и данные сложности отнюдь не завершатся в текущем году. Но мы к этому готовы, у компании "Модуль" огромный опыт работы и отличная команда специалистов. Компания росла и будет расти".

Страхование

Через "Модуль" Александр Альтшуллер также является совладельцем страховой компании "Гайде", много лет возглавляемой его женой Татьяной Гай и тоже имеющей длинную историю. Компания была основана в 1993 году как российско–британская, активно привлекала инвесторов - среди ее акционеров успели побывать банк "Санкт–Петербург", "Петмол" и пр. В начале 2000–х был запущен проект по объединению "Гайде" с другими страховщиками, в том числе с уже не существующей сегодня компанией "Вирилис". Партнерство с "Вирилисом" в итоге закончилось судебными разбирательствами между компаниями.

"Модуль" стал основным совладельцем "Гайде" в 2013 году, с тех пор ее показатели существенно выросли. По данным banki.ru, по итогам III квартала 2017 года "Гайде" вошла в первую десятку крупнейших игроков рынка по Петербургу, обойдя , и в топ–50 крупнейших страховых компаний России.

В свободное время Александр Альтшуллер коллекционирует модели транспортных средств.

ГК "Модуль" оценена в 1,6 млрд рублей, таким образом, 65% - это 1,04 млрд. СК "Гайде" оценена в 600 млн рублей, соответственно, доля Альтшуллера - 300 млн рублей. В результате новый участник рейтинга миллиардеров Александр Альтшуллер занял 260–е место, а весь список увеличился до 305 участников.

> Оценка состояния (согласно ) подразумевает стоимость бизнеса без учета долговой нагрузки. Также при оценке не учитывалось личное имущество.

Рейтинг миллиардеров становится "живым" - из ежегодного печатного спецвыпуска превращается в онлайн–проект, который постоянно обновляется. В нем будут появляться новые персоны - либо ранее известные бизнесмены, которые наконец "разбогатели" (стоимость активов превысила 1 млрд рублей), либо непубличные люди, попавшие в поле зрения журналистов "ДП" в результате каких–то событий на рынке. Кроме того, периодически будут обновляться оценки состояния уже существующих участников рейтинга в зависимости от новостей, связанных с их активами или событиями на рынке.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

С игуменом Даниилом (Ирбитсом) мы познакомились совсем недавно: в конце прошлого года он стал номинантом конкурса "Батюшка года". Оказалось, что за настоятеля небольшого монастыря, устроенного возле немецкой деревни Гетшендорф, в 90 километрах от Берлина, в Германии, проголосовало огромное количество людей, рассказавших о любимом священнике немало замечательных историй. Тогда-то мы и договорились встретиться и поговорить.

Разговор вышел удивительный: у отца Даниила был непростой выбор земного пути. Кроме того, именно он был священником, отпевшим Людмилу Гурченко. Разговор коснулся его работы в правительстве, купании в проруби, жизни православных в Германии и — конечно - о беженцах.

- Отец Даниил, вы действительно написали песню для Евровидения?

Стихи — мое хобби. Я понимаю, что в них могут быть даже стилистические ошибки. Что получается, то и получается. И однажды, вернувшись домой в свой день рождения, я написал стих, который назвал "Моя надежда". А потом позвонил мой приятель, украинский певец Андрей Кравчук: "Я нашел на сайте Стихи.ру твое новое стихотворение. Можно переделать его в песню и исполнить?". А Андрей был номинантом в отборочном туре Евровидения от Украины. Я был не против, пожалуйста. Мы связались с Олегом Попковым - это известный композитор, и он любезно согласился написать музыку на мои стихи. Получилась рок-баллада "Моя надежда". Песня о том, что у каждого человека есть надежда: у болящего - на выздоровление, у отвергнутого на понимание. Такая социальная рок-баллада. Андрей лидировал с этой песней, но у Евровидения совсем другой формат, там другие подходят. Но для нас важно, что песня прозвучала, и ее услышали.

- А было известно, что эту песню написал монах, или вы скрывали?

Никогда не скрывал, что я — монах. И тогда об этом везде писали.

- Эта история прибавила вам популярности?

Мне было приятно, что о Церкви стали писать, будто Церковь идет в ногу со временем. Но с каждым годом конкурс Евровидения портится, поэтому, предложи Андрей мне сегодня такое, я бы не согласился, чтобы моя песня звучала на Евровидении.

- Вы сказали, что не считаете себя поэтом, однако публикуетесь на сайте "Стихи.ру".

Там все публикуются, это свободный интернет-ресурс, Там разные стихи, бывает, даже не в рифму. Любой человек может написать, что угодно. Единственное, коллегия сайта их оценивает. Мне они предложили вступить в Российский союз писателей. И я получил от них удостоверение, что являюсь членом Российского союза писателей. Оно ничего не дает, но приятно.

- Вы по нему можете пойти в ресторан Дома литераторов. Меня однажды пригласил туда писатель на интервью.

Тогда, конечно, это важно.

Я хочу следующий свой вопрос (о Людмиле Гурченко) предварить таким: как относится ваше священноначалие к вашей околокультурной активности?

Очень положительно. Наш архиепископ Феофан человек очень высокой культуры, высокого образования. Был такой случай - был еще жив патриарх Алексий II — мы приехали в феврале на тезоименитство, поселились в гостинице "Даниловская". И я, как обычно, по приезде в Москву, звоню мужу Людмилы Марковны Сергею Михайловичу, сказать, что я здесь и что привез сыры вонючие. Люся (она говорила: "Называй меня Люся на Вы", но у меня язык не поворачивался, я ее всегда звал Людмила Марковна) любила их и Сергей Михайлович. Мы встретились 23 февраля. В тот день владыка Феофан как раз получил от святейшего патриарха Алексия орден. И я предложил Людмиле Марковне поехать в "Даниловскую", поздравить владыку. Она села за руль, Сергей Михайлович рядом, я сзади за ней. Было чуть страшно.

- Она хорошо водила?

Она хорошо вела, не быстро, но я спросил: "В каком году вы получили права?" — "В 1976-ом". "А вас останавливают?" - "Практически нет". Был снег, местами гололед, но мы доехали. Людмила Марковна зашла в гостиницу "Даниловская", прямо в полушубке поднялась: его как раз поздравляли, но владыка не знал, что она придет. Мы постучали. Людмила Марковна пришла, посидела с владыкой, поговорила и с другими архиереями, кто был в гостях. Так что священноначалие очень положительно относится.

О чем бы я хотел сказать в связи с ней, я знал, что Люся крещена (теперь уже можно об этом говорить) — мы с ней говорили на эту тему. Но, когда ее не стало и надо было отпевать, а ее никто не отпел… отпевать должен был я. Было такое пожелание. Но за 2-3 дня я не смог сделать визу. Был выходной, мне надо было служить литургию - успеть нереально. Не знаю, почему это так зацепило прессу.

- Существует же практика заочных отпеваний.

Люся уже отпета. Просто, когда дьякон Андрей Кураев написал, что Гурченко без креста, пресса начала задавать вопросы. И. понятно, что в мой огород, в мой адрес летели камни, что я такое допустил как духовник. А я не духовник, я друг семьи. И мы с Сергеем Михайловичем придумали, что мы должны узнать, была ли она крещена. Узнаем и заочно отпоем. Мы "узнавали", пока лепили надгробный памятник. И на открытии памятника, я официально заявил, что Людмила Гурченко крещена, и заочное отпевание будет проведено в Берлине. В том соборе, где она часто бывала, молилась, ставила свечки за упокой своих родителей, своего любимого внука Марка. Вот такой триллер случился.

Если обратиться к предыстории, как вышло, что вы с ней - при столь большой разницей в возрасте, с тем, что вы - монах, живущий в Германии, стали друзьями?

Я, конечно, знал, кто такая Людмила Гурченко, но никогда не был ни ее поклонником, ни ее фанатом. Встреча произошла совершенно случайно. Это был 2002-й год. Людмила Марковна приехала в Берлин исполнять песни военных лет в честь победы. Тогда и Караченцов выступал. А организаторами концерта были мои друзья и прихожане. Можно сказать, в Германию, почтить память погибших в Великой Отечественной войне, приехали все звезды российской культуры. И мне сказали: хочешь, мы тебя с Людмилой Марковной познакомим? А ее заранее предупредили — молодой иеромонах (мне на тот момент исполнилось 25 лет) хочет с вами познакомиться. Ее это заинтересовало: Церковь, монах, молодой батюшка — почему нет. Мы купили цветы. Я был в мирском платье… В тот вечер мы просидели после концерта в гримерке часа два с половиной, а то и три. Пили маленькими глоточками ее любимое Симферопольское шампанское, говорили о жизни. У нее было очень много вопросов личного характера. На самом деле она была очень одиноким человеком. И, к сожалению, у нее часто появлялись мысли о том, как уйти из жизни. Так что первый вечер был посвящен ее проблемам.

Знаете, бывают встречи, когда видишь человека и думаешь, что ты или сто лет с ним знаком, или где-то вы уже встречались.

- Родство душ?

Да. У нас так и получилась. И, хотя у нас разница в возрасте велика, мы нашли общий язык. Я рассказал о своей жизни, о Церкви, как мы служим в Германии. На следующий день мы поехали Гамбург — у нее там был концерт. Мы ходили по городу, зашли в наш приход. И она уехала. А на следующий год проводили Царский бал, деньги от которого шли на благотворительные цели, в частности, на поддержание музыкально одаренных детей. И организаторы (другие мои товарищи), попросили, чтобы я пригласил Людмилу Марковну. Она боялась, что ее обманут, и мне пришлось заключать с ними контракт. Люся прилетела. Это была наша вторая встреча, более личная. Она зашла в собор, свечку поставила, я панихидку отслужил по ее родителям и Марку. Потом мы пошли на блошиный рынок, она любила все старое - брошки, стекло. Эта встреча еще больше нас сроднила. Потеряв любимого внука, она видела во мне сына, которого ей недоставало. И мы договорились, что, когда я буду в Москве, обязательно к ним заеду. Уже в Москве она познакомила меня с Сергеем Михайловичем, с которым мы остаемся в теплых отношениях. Я ценю ее, как человека, который мне сильно помог, молюсь за нее. И сохраняю о ней теплую память.

А Люся как предчувствовала, что после смерти ее имя будут поносить, потому что, когда я ее благодарил в нашу последнюю встречу, она сказала: "Даня, не за что. Но я прошу, не предавай меня". Я тогда не обратил внимание. Да и как я могу предать? А потом я понял.

- И все же, как получилось, что вы дружите с артистами, с организаторами концертов?

Это с тех далеких лет, когда я служил в Латвии…

- Вы же уехали в Германию в молодости.

Мне было 18 лет. А в 15 я учился в театральном институте, и оттуда остались друзья. А дальше знакомишься с тем, с другим.

- Понятно. В 15 вы учились в театральном, а потом быстро решили стать священником, монахом?

В 21 год меня постригли в монашество, я принял сан дьякона. В 22 стал священником.

Во-первых, такое не часто бывает, во-вторых, как мне кажется, не слишком поощряется, священноначалием: в столь юном возрасте человек склонен…

К ошибкам? Согласен.

- Вы не пожалели о принятом решении?

Ни разу. В этом году мне исполняется 40 лет. И за почти 20 лет служения в священном сане, я ни разу не пожалел о выбранном мной пути.

А можно спросить, как вы решились на монашество? И дело не только в том, что решение вы принимали в юности, вы же уехали в Германию, в страну с огромными возможностями: хочешь учись, хочешь — работай. В церковь можно вообще не ходить. Или заходить на Пасху и Рождество, как это делают многие.

Я в 15 лет принял иноческий постриг. Понимаю, что это очень рано…

- Давайте проясним, что такое иноческий постриг. Не думаю, что все знают нюансы.

Как сказал архимандрит, который меня постригал, "ты всегда можешь уйти". То есть ты не даешь никаких обетов и ты, действительно, всегда можешь уйти. С 16 лет я исполнял послушание алтарника, пономарил — это был мой мир.

Уточню: с одной стороны, вы ходили в театральную группу, с другой — в те же 15 лет — у вас был ионический постриг?

- Сильно вас… колбасило.

Можно и так сказать. Потом, в Германии у меня был выбор: пойти в театральное или в семинарию. Слава Богу, я выбрал семинарию. Слава Богу, потому что артист из меня был бы негодный.

Как сказать. Выходя на амвон, священник тоже "представляет" что-то стоящим перед ним в храме. И вряд ли вы были бы столь популярны, окажись вы совсем никудышным "актером".

Так распорядился Бог, так распорядилась жизнь. Я поступил в Киевскую духовную семинарию заочно, очно учиться возможности не было: я жил в Германии, мне надо было оформлять документы, чтобы нас не выселили. Я прислуживал в кафедральном соборе, чистил ковры, выполнял всю грязную работу и очень рад такому жизненному опыту. Потом была беседа у нас с мамой, у мамы с владыкой, после чего я получил благословение от мамы (отца к тому времени уже с нами не было) на монашеский постриг.

- А что она сказала, помните? Как она восприняла эту новость?

Она всегда говорила, что это мой выбор. У меня с детства отношения с мамой как с самым близким другом: я могу с ней говорить на любую тему. Мама знает обо мне абсолютно все. Конечно, она хотела нянчить внуков, а с другой стороны сейчас она говорит: "Хорошо, что ты монах. Что ты не женился".

- Вы сказали, что, уехав в Германию, алтарничали, что у вас не было никакого образования. А на что вы жили?

Мне церковь ничего не платила.

- Я догадываюсь. Потому и спрашиваю.

Как немцы-переселенцы мы жили на пособие: у меня мама немка. А в храме я на добровольных началах помогал — это было мое призвание. Понимаете, приезжаешь в 18 лет, и ни друзей, ничего. Язык я чуть-чуть знал. И у меня началась депрессия: я хотел обратно уехать, у меня в Риге все друзья остались, родной кафедральный собор. Мне эта Германия не нужна была. Господь специально провел через тернии, через испытания, чтобы потом я мог приносить пользу Церкви и соотечественникам в Германии.

Сейчас я оглядываюсь на свою жизнь — почему все пошло именно так? Принимая иноческий постриг, я жил в артели в Восточном Берлине, служил в соборе — монастыря тогда у нас не было. А сейчас, когда появился монастырь, у меня новое послушание наместника, хотя я никогда об этом не мечтал, даже в мыслях не было. Было страшно, когда мне сказали: ты должен отвечать за монастырь. Это большая ответственность, учитывая, что я никогда не жил в монастыре. Мы начали, с нуля, были какие-то трудности, но это нормально, без них нельзя. Сейчас у нас 10 монахов.

Конкурс "Батюшка года" показал, что вы очень популярный человек. Люди вас любят по настоящему. Им нравится, что они могут за вас проголосовать. Это очень приятное открытие, что стольким людям в Германии близок православный монах. Обычно монахи — закрытое общество. В чем секрет успеха?

Честно говоря, не знаю. Не буду лукавить, для меня самого этот конкурс был удивлением. А когда мне рассказали, что про меня написали на конкурс, мне стало неловко. И я попросил у себя на странице: друзья, не надо выставлять одну за другой мои фотографии, и благостно писать, какой я хороший. От этого коробило.

А отношение, может быть, появилось из-за того, что любому, кто мне напишет, я стараюсь ответить. Я давно в социальных сетях, наверное с самого начала, как только "ВКонтакте" появился. Иногда получаешь много писем и не всегда успеваешь отвечать, но отвечать надо, надо общаться с людьми. У них бывают разные проблемы, появляются вопросы, и не все могут подойти к священнику, спросить. Стесняются или боятся. Тогда спрашивают меня. Мы общаемся, потом эти люди становятся тебе родными, хотя живут в Уссурийске, Запорожье, Киеве, Москве или еще где-то — по всему миру.

Нет. Можно посмотреть по профилям. Из Германии только два человека. Это все российско-украинские друзья, а из моего прихода никто ничего не писал. Ну, слава Богу, что не писали. Пусть любят тихо, если любят. И ненавидят тоже тихо.

- Хорошо. Тогда о вашей невиртуальной пастве. Какие у вас с ними отношения?

Мы живем, как одна семья. Так и должно быть. В моем понимании священник - не царь, а человек, к которому ты можешь прийти, можешь позвонить в любое время суток. И не люди должны служить нам, а мы людям. По таким принципам мы живем в Германии.

- Вы долгое время - до монастыря — служили в Берлине.

Я и сейчас остаюсь в Берлине, как наместник монастыря и третий священник в кафедральном соборе.

- А живете вы где?

На два дома. У меня же еще работа и в правительстве, а также я остаюсь ответственным по связям нашей епархии с представителями власти. То есть надо посещать политические, дипломатические приемы. Поэтому, когда есть работа или службы в Берлине, я ночую в служебной квартире, которую снимает епархия. А когда ничего нет, живу в монастыре. Я стараюсь большую часть времени проводить в обители, там нужно благоустраиваться.

- А мама?

Мама живет при епархии и помогает владыке.

- Вы упомянули работу в правительстве…

Это не прямая работа в правительстве. Можно сказать, это послушание. Я — член комитета по интеграции, и мы раз, либо два раза в месяц собираемся на заседания. Сейчас, ввиду того, что наплыв беженцев ставится все больше, работы комитету прибавилось.

- Прихожан, паствы больше в Берлине или в монастыре?

В Берлине, конечно. Монастырь находится в Гетшендорфе — это деревня. Из центра Берлина девяносто километров. На машине час - час двадцать езды. Красивые места, заповедная зона. У нас озеро, причал с лодочками.

- А как вышло, что в современной Германии образовался русский монастырь?

Это была идея Норберта Кухинке, который сыграл профессора Билла в "Осеннем марафоне". Помните: "Ты алкач? - Алкач". Видите, снова театр и церковь пересеклись. Норберт обратился и к владыке Феофану, и митрополиту Кириллу (нынешнему Патриарху) за благословением. Он нашел усадьбу и землю — четыре гектара — которые мы приобрели за символический один евро. Начали со строительства храма. Спасибо святейшему, что он нас поддерживает, и строительство продвигается. Понятно, что сейчас не совсем просто, но Москва тоже не сразу строилась.

Норберт он помогал нам, пока был жив. Он находил спонсоров, у него были обширные связи, все-таки он был корреспондентом журнала "Шпигель" в советское время и жил в СССР. Он хорошо говорил по-русски. Немец, католик, он жил православием: привозил православный хор в Германию из Троице-Сергиевой лавры.

- Вы сказали, что строите собор. Получается, что там храма пока нет? Где же вы служите?

Мы служим в домовом храме. Он вмещает примерно 80 человек. На Крещение приехало 50 человек на автобусе, плюс еще 30 на машинах. Тесновато, но все поместились. Сделали прорубь, люди окунались. Я понимаю, что это спорная традиция, но многие специально едут, чтобы окунуться. У меня позиция такая: я никого не заставляю, только прошу, пожалуйста, окунайтесь те, кто испытан.

- Прихожане в Германии — это, в основном, российские немцы?

Необязательно. У нас русскоязычная паства, но не только немцы. Тем более, что многие российские немцы — евангелисты. Тут часто семьи вразнобой. А паства у нас - немцы-переселенцы, грузины, их особенно много в Ганновере и Берлине. Есть немцы, рожденные в Германии. В Берлине для них создали отдельный немецкоязычный приход, где не только служат, но и проповедь говорят на немецком языке, что очень важно. Русскоязычные из Прибалтики, много москвичей. Разношерстная паства.

Не только разношерстная, но и из разных социальных слоев. В Москве есть возможность выбрать приход "по интересам". Вам удается сосуществовать с разными людьми?

Специально мы ничего не делаем. В Берлине несколько приходов: кафедральный собор, храм Константина и Елены в Тегеле на кладбище, в Карлсхорсте (это восточная часть Берлина) тоже есть маленькая община и в Шпандау. Деревянный храм в Марсане, где проживает большая часть немцев-переселенцев. И немецкоязычный приход. Есть еще Зарубежная Церковь с храмом в центре Западного Берлина. Выбор есть, люди ходят из храма в храм, ищут, где больше понравится, какой батюшка им симпатичнее.

Это, в основном, бытовое православие? Кулич освятить на Пасху, на Крещение окунуться в прорубь, венчать, крестить.

Для большей части бытовое. На Пасху народу столько, что ты не знаешь, где они были в остальное время. Но и в обычные воскресенья в собор 400 человек приходит. И большая часть причащается. Бытовой их веру никак не могу назвать. В соборе каждый день литургии служатся. Понятно, что в будни народу меньше, потому что люди работают. Но так везде. А в воскресенье и праздники собор забит. Многие, кто из России приезжают, удивляются, что в Берлине столько прихожан.

- А социальная деятельность ведется?

У нас есть и молодежная организация.

У протестантов и католиков отличные наработки сотрудничества с молодежью, с детьми и со стариками. Перенимаете опыт?

Конечно, мы общаемся и с протестантами, и с католиками. Есть взаимные проекты, например, детские и юношеские лагеря, воскресная школа. А у зарубежников еще больше всего. У нас нет помещения при соборе, а у них, поскольку они располагаются в бывшем детском садике, очень хорошие помещения. Они проводят большую работу. В Берлине в этом плане очень хорошо. Молодежь сама себе назначила лидеров из наших алтарников. Нас это радует.

Нас три священника в соборе: отец Михаил Диваков, брат отца Владимира Дивакова, отец Георгий Антонюк. Ну, и я.

- И владыка — архиепископ Берлинский и Германский Феофан.

Владыка - настоятель собора. Просто он зачастую объезжает приходы: у нас их 80 по всей стране. В Германии одна из самых больших епархий нашей Церкви в Западной Европе. 80 приходов и около 800 тысяч православных, кто относит себя к Русской Православной Церкви. Это и зарубежная и наша епархии вместе.

Если представить себе такую ситуацию. Я приехала в Берлин как турист и решила остаться. Прихожу в собор и прошу: "Помогите!".

Это нереально.

- И все же, люди пытаются через храм задержаться в Германии?

Раньше пытались, спрашивали. Но мы стараемся объяснить, что это нереально. С шенгенской визой можно только быть туристом. Чтобы остаться в Германии нужно получить совсем другую визу.

Я видела, вы написали письмо в немецкое правительство, где проявляете заботу о сирийских беженцах — православных…

Ждем ответа.

- Вы разделяете беженцев на христиан и остальных? У них разный менталитет? Почему их нужно выделять?

Ни в коем случае, мы никого не выделяем. В письме заключалась просьба селить христиан и мусульман отдельно, потому что христиане подвергаются гонениям от своих же — сирийцев, иракцев - мусульман. И это не единичный случай. Я узнал об этом от евангелического пастора: у него в храме ночуют сирийцы-христиане, потому что они боятся оставаться на ночь в лагере. Многие вообще хотят уехать обратно. Говорят, что здесь они оказались в большей опасности, чем на родине. Там христиане держатся вместе.

- Разве они настолько наивны, что не знали, что их ждет?

Конечно, знали. Но людям говорили, что здесь они получат работу, хорошие деньги, квартиру, дом. И они с этим ехали. А их поселили в лагеря по 10 человек, по 30 человек в комнате. Хаос, грязь. А сколько болезней привезли в Германию! Туберкулез, гепатит, многое другое. Я сам видел, как в лагерях больных одевают в белую одежду и вешают бирочку, на которой написано, чем он болен. Это напомнило мне другие события, происходившие в Германии всего полвека назад.

Все-таки тогда не было Интернета, и узнать, что происходило на самом деле, было гораздо сложнее. А сейчас надо быть совсем наивным человеком, чтобы довериться этим сказкам. Уже столько историй опубликовано о том, как живут беженцы.

Я думаю, что там, откуда они бегут, не у каждого есть Интернет. Поэтому они и живут в своем мире со своими иллюзиями. А образованные сирийские студенты не бегут в Германию, приезжает абсолютно другой контингент.

- Приходится ли вам общаться с русской общиной? С теми, кто не ходит в церковь.

Мы встречаемся на приемах - дипломатических либо тематических, посвященных каким-то праздникам.

- Какие там настроения в связи с зимними событиями?

Настроения разные. Некоторые возвращаются в Россию. Ко мне подходили люди полгода или год назад: они уезжали обратно в Калининград, просили благословения. "Батюшка, как вы считаете, правильно будет, если мы поедем обратно в Россию?" Говорю: "Это ваш свободный выбор. Если хотите вернуться, значит, поезжайте в Россию". Сейчас они устроились там и лучше себя чувствуют в России, чем в Германии. Одна монахиня уехала в Москву, другая женщина еще куда-то в Россию и тоже монахиней стала. И еще пара семей вернулись. Каждому свое. Но, конечно, паника, что идет исламизация Европы, Германии — присутствует. Даже мне предлагали уезжать. Я говорю: "Ну, куда же я уеду? Я никогда не жил в России". Мне, честно говоря, было бы тяжело в России. Вроде и хорошо, если окажусь в каком-нибудь монастыре, но я там никогда не жил, у меня другой менталитет.

Вы не жили в России, но бываете иногда. Чего, как вам кажется, не хватает вашему монастырю, если сравнивать с российскими обителями?

Сравнивать не могу, потому что я, к сожалению или к стыду своему, не был в глубинке России в монастырях. Я видел монастыри и даже жил три месяца в юности Псково-Печерском. У нас — грех жаловаться — все более-менее хорошо. У нас есть свое хозяйство, чему я очень рад. У меня два прекрасных повара, которые готовят…

- На 10 человек?

На весь русский Берлин. Знаете, как мы выживаем? В монастырь на службу приходит от двух до десяти человек. Понятно, что они не оставят столько денег, сколько надо было бы, чтобы оплатить свет, отопление, медицинскую страховку братьям. Нам деньги нужны не для шика …

- Но многие не задумываются.

Многие не задумываются. Думают, что попам нужна роскошь. И монастырь предлагает кейтеринг. Банкеты, дни рождения - пожалуйста — наши повара готовят, что угодно от десерта до домашней колбасы. И "Наполеон" могут сделать. Мы обслуживали недавно "Неделю российского кино" (снова соприкасаются театр и церковь). Получили небольшую, но хорошую сумму и смогли оплатить наши ежемесячные расходы. Постоянно просить неудобно, мы должны сами работать, сами зарабатывать.

Кроме того, в собор в Берлине каждое воскресенье и в праздничные дни братья приезжают с горячими обедами. Предлагают свое варенье, домашние колбасы, настоящее молоко без консервантов из-под коровы, яйца: у фермера берем. Свой творог делаем, сметану. Народ все покупает. На вырученные деньги храм достроить мы не сможем, не те деньги, но содержать 10 человек, оплачивать медицинскую страховку, счета за воду, за отопление надо обязательно. И братья не скучают в лесу. Ora et labora — работа, молитвы и труд — как и было первоначально задумано. Слава Богу.

- А откуда взялись 10 монахов?

Социальные сети. Но они не все монахи. У меня два иеромонаха, с которыми я познакомился "ВКонтакте" когда-то. Один послушник пешком пришел из Латвии. Ему 60 лет. Пешком! Вы видели фильм "Остров"? Типаж такой же. Он немножко юродивый, живет на хоздворе, целыми днями скотиной занимается. Цветочки, молитвы… Раз пошли юродивые, значит, монастырь стал жить полной жизнью. Остальные трудники-послушники, тоже все из социальных сетей. Многие пишут, просятся, но у меня нет мест, я бы взял с удовольствием. Первое время было трудно, а сейчас все постепенно налаживается. Слава Богу, братья адекватные, это тоже было очень важно для меня. Не факт, что все они станут монахами. Бывало, что люди приезжали, потом уезжали и женились. Один стал священником, дети уже родились. Получается, у нас как школа-армия. Приезжают, помогают, а потом делают выбор. Три человека остановили выбор на монастыре: два иеромонаха и один инок — решили полностью себя посвятить нашей обители. Остальные - трудники. Потом кто-то женится, кто-то в миру будет, кто-то - в Церкви. Это их личный выбор.

Страшная весть о трагической кончине настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) пришла 7 июля. Его жизнь после принятия монашества была связана с восстановлением из руин этой древней святыни. «Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви», - вспоминает о нем митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Следственные органы сейчас ищут преступника, поднявшего руку на священнослужителя, нам же остается молиться об отце Данииле и вспоминать его. Своим рассказом о почившем батюшке поделился ключарь Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского протоиерей Андрей Кульков .

Есть у военных такой термин - «второй номер». После игумена Иоанна (ныне владыки) в Даниловском монастыре таким незаменимым «вторым» был для меня отец Даниил. Вспоминаю отпевание моего отца, монаха Матфея, постриженного перед смертью по благословению владыки Михея. Отпевание моей мамы. Вижу военный уазик и где-то всегда рядом - братскую руку отца Даниила. Или вот понадобилось привезти в наш дом какую-то мебель. Тащим этот диван из монастырского «бычка» вместе с о. Даниилом, смеемся, что в деревенском доме нестандартные узкие двери. Или просто встретились где-то случайно. При каждой встрече расплываемся в улыбках, пара слов, пара шуток, как условный знак «свой-свой»… Вроде и нет человека с тобой напрямую рядом, а он рядом, пусть и вторым планом. Если мы и говорили, то мало, вскользь. Ясно, что главное не в словах. Это когда ты с человеком, что называется, «на одной волне». Это если человек молится. Если он доброго Духа. А отец Даниил таковым и был. С ним и помолчать было хорошо, не тягостно. Он был свой…

Если б меня спросили, кого из близких мне священников вскоре заберет Господь, менее всего я подумал бы про отца Даниила (впрочем, как и про отца Олега Колмакова). А если бы меня спросили, кого я считаю наиболее достойным священником из монашествующих в своем окружении, я бы, не задумываясь, назвал игумена Даниила. Значит, действительно Господь выбирает среди лучших…

Я не знаю, каким должен быть монах, но если бы принял монашество, я взял бы себе за идеал отца Даниила. Я старался бы вести себя так, как вел себя он: чураться не людей, но господствующего среди них греха, бояться не тишины, в которой живет Бог, но пустоты, в которую облекают себя люди, чтобы изолировать себя от Бога. Бояться Бога, а не сиюминутных и суетных своих страхований. И малодушие свое и трусость не выдавать за смирение!

Я знаю, что для каких-то выводов нужно, чтобы прошло время. Но для меня вполне очевидно, что от нас ушел светлый и Божий человек, ушел, чтобы молиться за нас, грешных. Его мученическая кровь взывает к нашей христианской совести и свидетельствует о том, что зло давно уже и глубоко вторглось в наши пределы и пора уже проводить полную духовную мобилизацию. Куда еще отступать?! Или кого еще отдадим на заклание?!

Карпов А. Ю.

ДАНИИЛ, игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель (начало XII в.). Известен как автор «Хождения» - первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из которых датируется второй половиной XV в.

Биографические сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие он совершил между 1104 г. (взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому королевству говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106-1108 (М. А. Веневитинов) или 1104-1107 гг. (Ю. П. Глушакова). Сам себя Даниил называет игуменом «Руския земля»; некоторые подробности в его описании Святой Земли, в частности упоминание речки Сновь (в Черниговском княжестве), с которой русский паломник сравнивает Иордан, позволяют предположить, что он жил в Южной Руси и был игуменом какой-то южнорусской обители, возможно, в Черниговской области. Предположение о том, что Даниил был постриженником киевского Печерского монастыря, не находит подтверждений в источниках.

В своем «Хождении» Даниил подробно описывает путь из Константинополя в Иерусалим, указывая расстояния между важнейшими пунктами. Вместе с сопровождающими его паломниками он посетил по пути о. Крит, г. Ефес, о-ва Патмос, Родос, Кипр, г. Яффу, причем сообщил о всех их святынях и просто достопримечательностях. Но главное внимание в своем произведении он уделяет подробному описанию Святой Земли. В Иерусалиме Даниил прожил 16 месяцев в подворье лавры Св. Саввы и за это время «могох походити и испытати вся святая си места». Ему удалось найти проводника - некоего жившего в Лавре «мужа свята и стара деньми и книжна вельми» - и с его помощью обойти «вся святаа та места: и въ Иерусалиме и по всей земли той… и до Тивириадъскаго моря… и до Фаворы, и до Назарефа, и до Хеврона, и до Иордана, и по всем тем местом…». В своем рассказе Даниил обнаруживает прекрасное знание не только библейской, но и апокрифической, а также житийной литературы; вместе с тем исследователи отмечают в «Хождении» яркие описания природы, чисто житейские зарисовки, меткие сравнения и т. п. Все это характеризует Даниила как незаурядного писателя.

Даниил общался и с королем Иерусалимским Балдуином I (1100-1118), который весьма благоволил русскому паломнику. На этом основании полагали даже, что Даниил выполнял какие-то дипломатические поручения киевского князя Святополка Изяславича, но для этого, кажется, нет достаточных оснований. С разрешения Балдуина Даниил поставил в канун Великой Субботы «кандило» (лампаду) на Гробе Господнем «от всея Русьскыя земля». С гордостью пишет он и о том, что «во всех местех святых не забых имен князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр, и детей моих духовных, и всех христиан николиже не забыл есмь». Ощущая себя представителем всей Русской земли, Даниил записывает для поминания в ектениях в лавре Св. Саввы имена русских князей: Михаила-Святополка Киевского, Василия-Владимира Мономаха, Давыда, Михаила-Олега и Панкратия-Ярослава Святославичей (князей черниговских и муромского), Андрея-Мстислава Всеволодовича (внука волынского князя Давыда Игоревича, князя Смоленского?), Федора-Мстислава Владимировича (сына Мономаха, князя Новгородского), Бориса и Глеба Всеславичей, причем, как показал в своем исследовании В. Л. Янин, располагает их в строгом иерархическом порядке в соответствии с принятым в то время на Руси принципом старшинства.

В литературе было высказано предположение, согласно которому игумен Даниил мог быть одним лицом с будущим юрьевским епископом Даниилом (поставлен на кафедру в 1114; † 1122), однако оснований для этого явно недостаточно. Другое предположение - о том, что Даниил был автором «Слова о том, како первое погании суще языци кланялися идолом», - представляется бездоказательным.

Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в нач. XII в. / Изд. А. С. Норов. СПб., 1864; Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106-1107 гг. / Изд. М. А. Веневитинов // Православный Палестинский сборник. 1883. Т. 1. Вып. 3; 1885. Т. 3. Вып. 3 (9); Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 26-117 (подг. текста и перев. Г. М. Прохорова).

Список литературы

Веневитинов М. А. Хождение игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII ст.: Исследование // ЛЗАК. 1884. Т. 7 (1876-1877). № 1. С. 1-138; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила // ТОДРЛ. Т. 10. М.; Л., 1954. С. 92-105; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила» // ТОДРЛ. Т. 16. М.; Л., 1960. С. 112-131; он же. Сфрагистический комментарий к «Хождению игумена Даниила» // ВИД. Т. 26. СПб., 1998. С. 117-124; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сб. ст. к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 79-87; Творогов О. В. Даниил // СККДР. Вып. 1. С. 109-1

Другие материалы

    Разновидностей. Наиболее ранним, значительным и популярным памятником древнерусской литературы "хожений" является "Житье и хожденье Данила, Русьскыя земли игумена". Составлено произведение в начале XII века, сохранилось в количестве почти 150 списков, древнейшие из которых...


    Зде, есмы вси человеци, якоже писано есть, яко пришелци есмы зде и преселници". Причина тому - плотское начало, торжествующее в земном мире. Даниил вообще очень суров в отношении земной и, тем более, плотской жизни. Для него была очень важна идея очищения человека и общества от скверны, ...


    Праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана. Игумен: архим. Агафон. Тел. (30-377) 23228. Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников. Все клирики, желающие посетить Святую...


    Бога, и, въгодника Его прославляюще, на прочия подвиги укрепляються". Во-вторых, Нестор руководствовался национально-патриотическими интересами, ибо "Житие Феодосия Печерского" является свидетельством перед всем миром, "яко и в стране сей таков мужь явися и угодьник Божий", ...


    Объединяли же их вера и гонения. Мы лучше поймём жизнь преследуемых христиан той поры, если обратимся к конкретному примеру. Я расскажу о подпольном женском монастыре, который возник в 1920-х годах возле закрытой тогда Троице-Сергиевой Лавры. * * * В 1866 году неподалёку от Волги, в Саратовской...


    Подавление человеком в себе присущего ему плотского начала, а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы. В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил: "Подвизайтеся, трудници, да приимете венець тръпения вашего, Христос бо ждеть входа нашего. И въждеземъ светилникы наша...


    Фотий очень удивился этому, но не разрешил будить монаха, а сказал, пророчествуя: "Знайте же, что этот инок Иона будет великим святителем в русских землях и многих неверных обратит к Богу, просветит святым крещением и в разум истинный приведет. И сему царствующему граду Москве и прочим многим...


    Милостыни творимой нищим, вероятно, потому, что жертва на икону непосредственно относится к Богу, а милостыня лишь косвенно - через нищего. Одно из самых интересных повествований Киево-Печерского патерика - сказание об Алипие-иконописце. Прп. Алипий был учеником греческих мастеров, которых привела...


    ...); это едва ли не единственный случай в православной архитектуре XIV-XV веков. По словам исследователя древнерусской архитектуры Б.Л. Альтшуллера, "Богоявленский собор Старо-Голутвина монастыря оказывается единственным известным ныне науке двухапсидным храмом, где малая северная апсида играет...


    Что "се уже весь градъ к собе обратилъ есть". Это вызвало недовольство игумена, который "отлучи" Авраамия и "много озлоблениа на нь возложи". Авраамий покинул Селище и перебрался в Смоленск, в Крестовоздвиженский монастырь, где его проповедь стала привлекать еще больше народа ("начаша боле приходити...


  • Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
  • Богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов - старинный антиминс из собора Рождества Богородицы и житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана Белозерских (XVII в.) Впрочем, некоторые святыни Ферапонтова монастыря избежали «музее-фикации». Речь идет, прежде всего, об афонском списке...


  • Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь
  • Которых вышел Святейший Патриарх, принял ковчежец со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в раку в Рождественском соборе началось праздничное Всенощное бдение. В Саввино-Сторожевском монастыре произошли одни из первых столкновений защищавших святыни людей с распоясавшимися...


  • Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон
  • Патриархией, с сохранением некоторых общеафонских богослужебных особенностей. Другим типом богослужения на Афоне является всенощное бдение, агрипния. На необходимость его совершения в воскресные дни, великие и храмовые праздники, а также дни памяти чтимых святых указывают все афонские типиконы. ...


Загрузка...